Decision Support and Forecasting Center CEMI RAS |
||
|
Отрасли
Анализ функционирования рынка нефтяного попутного газа
С.Чернавский, О.Эйсмонт
Исследование выполнено в соответствии с контрактом между ЦЭМИ РАН и Министерством экономического развития и торговли России
Введение. Нефтяной попутный газ выделяется при добыче нефти. Он представляет собой смесь метана и высших углеводородов (этана, пропана, бутана, изобутана, пентана, изопентана, гексана и пр.) и является ценным продуктом, из которого путем разделения смеси на компоненты получают:
- сухой отбензиненный газ (СОГ), состоящий, в основном, из метана и
используемый как топливо;
- стабильный газовый бензин (СГБ), состоящий из тех высших
углеводородов, которые при нормальных давлениях и температурах
существуют в форме жидкости и которые по своим физико-химическим
свойствам аналогичны бензину;
- отдельные высшие углеводороды (пропан, бутан, изобутан, пентан,
изопентан и гексан) или наборы их смесей, которые могут быть проданы на
рынках сжиженных углеводородов (СУГ). В результате приватизации нефтяной промышленности производство НПГ и его переработка при разработке ряда нефтяных месторождений Западной Сибири оказались в руках неаффилированных друг с другом собственников, что обусловило функционирование в этих местах рынка НПГ. До настоящего времени государство, опасаясь проявления на этом рынке злоупотребления рыночной властью какой-либо стороны рынка, осуществляло ценовое регулирование этого рынка. В ЦЭМИ РАН в 2002 году была разработана нейтральная по отношению к участникам рынка методика определения цены НПГ, зависящей от суммарного содержания высших углеводородов в НПГ. Актуальность и цели исследования. Появление данного исследования было обусловлено тем, что правительство России взяло курс на либерализацию рынка НПГ. Поэтому необходимо было выяснить экономические последствия этого курса как для участников рынка НПГ, так и для общества в целом. Особенности исследования. Основа проведенного исследования – анализ фактического положения дел на рынке НПГ. Он показал, что за рубежом рынок НПГ отсутствует. Нет исследований по данной проблеме и в России. В ходе работы установлено, что рынок НПГ в России представляет собой несколько рыночных площадок, экономически не связанных друг с другом, при этом на большинстве рынков доминируют монопольно-монопсонические отношения, где в качестве монополии на стороне предложения выступает одна из нефтяных компаний, а на стороне предложения – нефтегазохимическая компания. В работе было учтено, что производство НПГ и добыча нефти технологически жестко связаны. Это потребовало специфического определения границ моделируемых участников рынка: производство НПГ должно рассматриваться совместно с производством НПГ, что сделало возможным определить предельные издержки производства НПГ, зависящие, в том числе, и от рыночной цены нефти. Что касается нефтегазохимической компании, то оказалось достаточным ограничиться рассмотрением только той ее части, которая расположена между сечением, где осуществляется покупка НПГ, и ближайшим к нему сечением, где продукты, получаемые из НПГ, могут быть оценены как рыночные. В качестве критерия эффективности функционирования либерализованного рынка НПГ в соответствии с экономической теорией был взят уровень общественного благосостояния, являющийся суммой излишков потребителей нефти и продуктов, производимых из НПГ, и прибылей тех частей нефтяной и нефтегазохимической компаний, которые расположены в пределах установленных границ анализа. Для различных условий функционирования либерализованного рынка решены оптимизационные задачи и найдены параметры равновесных состояний рынка. Результаты работы. В соответствии с экономической теорией разработана модель поведения участников рынка (нефтяной и нефтегазохимической компаний). Рассмотрение их некооперативного поведения, при котором каждый из участников стремится максимизировать свою прибыль, показало, что последствия либералилизации рынка НПГ существенно зависят от того, какие ограничения государство накладывает на сжигание НПГ в факеле, без его переработки в химическое сырье и топливо. Если эти ограничения жесткие и фактически запрещают сжигание НПГ в факеле (сверх установленных ограничений порядка 5 %), на либерализованном рынке будет доминировать нефтегазохимическая компания. В результате проявления монопсонической рыночной власти на рынке уровень общественного благосостояния будет ниже максимально возможного уровня, а рыночная цена НПГ – ниже общественно оптимальной цены. Если ограничения на сжигание НПГ в факеле нежесткие, на рынке будет проявляться монопольная власть нефтяной компании. В результате, уровень общественного благосостояния тоже будет ниже общественно оптимального значения, но рыночная цена НПГ окажется выше общественно оптимальной. Участники рынка, однако, могут вести себя кооперативно. Реализация этой возможности приводит к повышению уровня общественного благосостояния вплоть до общественно оптимального уровня. Распределение дополнительной прибыли по сравнению с некооператвным поведением зависит от результатов переговоров между участниками рынка о цене НПГ. Таким образом, в работе показано, что либерализация рынка НПГ при рациональном поведении его участников может не привести к снижению общественного благосостояния по сравнению с общественно оптимальным уровнем этого благосостояния.
|
|
Контакты: ЦЭМИ РАН 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47, комната 1110 |
|